Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Гений Гоголя

Гоголь в жизни: известный и неизвестный

Родился Николай Васильевич 20 марта (01 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков Василия и Марии Гоголь-Яновских. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук, основанной в 1821 году, где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актёрский талант.
Предполагая посвятить себя юстиции, в 1828 году он переезжает в Петербург. Первые литературные опыты (стихи, поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованные под псевдонимом В. Алов) были подражательными и успеха не имели. В 1831 году состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголя как писателя. Первая, принесшая ему славу книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» появилась в 1831–1832 гг. В 30-е же годы написаны и так называемые петербургские повести – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель», «Нос». В 1835 г. Гоголь пишет свою знаменитую комедию «Ревизор». 19 апреля 1836 г. в Александринском театре состоялась премьера. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакционных кругов.
В июне 1836 году Н.В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме. В Италии писатель работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Первый том поэмы вышел в мае 1842 г. в Москве (без «Повести о капитане Копейкине»), под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В том же году в С.-Петербурге выходят «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах. Туда вошли ранее не печатавшиеся комедии «Женитьба» и «Игроки» (1833), драматические сцены и др. Последующее творчество Гоголя протекает всё более тяжело и неровно. В 1842–1845 гг. Гоголь снова за границей; он переезжает с места на место и работает над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. были изданы «Выбранные места из переписки с друзьями». В 1848 г. Гоголь совершил паломничество в Иерусалим, где у гроба Господня молился о помощи в его труде. С 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег набело переписанную рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Через 10 дней, 21 февраля (4 марта), он умер. На его похороны пришло несколько тысяч людей. Гоголь был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве. В 1931 году его прах был перенесён на Новодевичье кладбище.

Из предисловия автора: «Многие сведения, приводимые в книге, конечно не достоверны и носят все признаки слухов, сплетен, легенд. Но ведь живой человек характерен не только подлинными событиями своей жизни, – он не менее характерен и теми легендами, которые вокруг него создаются, теми слухами и сплетнями, к которым он подаёт повод».

«Дорогой Викентий Викентьевич! С жадностью прочел и "Пушкина" и "Гоголя". Какая замечательная мысль осенила Вас! Никогда до этого чтения портреты Пушкина и Гоголя не стояли передо мною с такой четкостью. Сердечно благодарю. Крепко жму Вашу руку».

Вл. Немирович-Данченко

По словам Чернышевского, Сергей Аксаков «лучше всех других друзей Гоголя знал его», и этим определяется ценность его воспоминаний о Гоголе. Встает вопрос, насколько верно, полно, правдиво воссоздает автор воспоминаний образ великого писателя. Надо сразу признать, что С. Т. Аксаков не вскрывает в публикуемой книге все общественное значение творчества Гоголя, не дает его полного анализа и оценки. Но автор и не ставил перед собой этой задачи; в своих мемуарах он занимает позицию не историка и литературоведа, а просто добросовестного современника, стремящегося сохранить для потомства все, вплоть до незначительных мелочей, из жизни великого человека. В этом плане воспоминания С. Т. Аксакова являются ценным документом, дающим в целом ряде моментов подлинную летопись жизни Гоголя. И поскольку личность Гоголя была необычайно сложной, часто загадочной для современников, значение такого подробного и обстоятельного рассказа о жизни писателя трудно переоценить.

«Гоголь выражается совершенно в своих письмах…

Какое наслаждение для мыслящих людей проследить, рассмотреть в подробности духовную жизнь великого писателя и высоконравственного человека!» 

С. Т. Аксаков

Бессмертные страницы Гоголя

Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократического общественного самосознания. Опираясь на творческие завоевания своих славных предшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина), Гоголь прокладывал новые пути в литературе, продолжая и развивая ее замечательные традиции: связь с жизнью, народность, гуманизм. Суровые и мудрые уроки Гоголя, столь важные и нужные нам сегодня, – это уроки любви к Родине, уважения и восхищения ее историей, природой, людьми, это предостережение о той грозной опасности, которую несет с собой утрата нравственных критериев, бездуховность, всегда сопровождающая приобретателей, хищников, людей, поглощенных погоней за чинами или богатством, чуждых высоких духовных интересов. Бессмертное творчество Гоголя обогатило принципы художественного отображения действительности, раскрыло неисчерпаемые возможности использования в реалистической литературе гротеска, фантастики, символики.

«Диапазон Гоголя был безграничен, – писал М. Т. Рыльский. – Не только смех, но и жуткая фантастика “Страшной мести” и “Вечера накануне Ивана Купалы”, и героическая патетика, патриотическая торжественность “Тараса Бульбы”, и поэтическая певучесть “Майской ночи”, и глубокая взволнованность “Портрета”, и гротескность “Носа” – одного из самых фантастических и самых реалистических произведений мировой литературы, и безграничная жалость к бедному человеку, так сильно проявившаяся в “Шинели” и нашедшая свое продолжение и в ранних (да и не только ранних) произведениях Достоевского, и в творчестве Тургенева, Лескова, Глеба Успенского, Гаршина, Чехова»

Своё литературное поприще Николай Гоголь начал с жизнерадостного, весёлого изображения народной жизни, именно украинской, хорошо ему известной, во всём её колоритном своеобразии. Первым, кто восхитился «Вечерами на хуторе близ Диканьки» (1831), был Пушкин. В 1836 году при втором издании «Вечеров...» он писал: «В «Современнике»... все обрадовались этому живому описанию племени, поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!». В тогдашнюю регламентированную литературу ворвались гоголевские «Вечера…». Народ живет сам по себе, без указов, по старинным обычаям, повериям и привычкам, со своим крепко слаженным бытом, календарем, смесью обыкновенного и чудесного. Русская литература нуждалась в такой веселости, раскрепощавшей душу.

Следующий шаг в прозаическом творчестве Гоголя – выход в свет в 1835 году двух сборников повестей «Миргород» и «Арабески». В поле его внимания – жизнь провинциального русского дворянства и странности петербургской жизни, гнет северной столицы. Пушкин добродушно оценил «Старосветских помещиков» как «шутливую, трогательную идиллию», которая заставляет «смеяться сквозь слезы грусти и умиления».

До сих пор остается загадочной повесть «Вий» (1835). В примечании Гоголь уверяет, что «Вий» – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем на Украине называется начальник гномов, у которого веки на глазах опускаются до самой земли. Повесть рассказывается в такой же простоте, как якобы она была услышана самим автором. Но Гоголь допускает явные преувеличения. До сих пор не найдено ни одного произведения народной фантазии, напоминающего мотив повести. Видимо, ее мотивы взяты из разных источников, из сказок и преданий.

В духе песенной версии, без социальных конфликтов, воспроизведена Гоголем казацкая вольность в «Тарасе Бульбе». Повесть имела много прелестей, от нее веяло духом подлинной народной эпопеи.

Главным своим произведением, подвигом всей жизни Гоголь считал «Мертвые души». Идею этого произведения или, как принято неточно называть, сюжет этого произведения подал ему Пушкин. Первые три главы первого тома Гоголь читал поэту в самом начале сентября 1835 года. «Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В письме к Жуковскому 12 ноября 1836 года Гоголь сообщает: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» И еще (там же): «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его. Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками». Гордость у Гоголя растет, на нем лежит великая миссия. Замысел уже называется не романом, а поэмой»: «Вся Русь отзовется в нём». Некоторых исследователей подкупают соображения о том, что Гоголь – не только мастер изображать пошлость и пошлого человека, но в лирических местах «Мертвых душ» он подымается до подлинной патетики, видит героические начала в народе, радеет о судьбах России.

Театр Гоголя

Гоголь был связан с театром с детских лет. Его отец, мелкий помещик, человек веселого нрава и не лишенный юмора, увлекался литературой и любил писать легкие комедии для любительского театра своего богатого соседа и приятеля Трощинского.  Одновременная работа в повествовательных и драматических жанрах – характерная особенность таланта Гоголя. Ведь и в «Вечеpax...», и в «Миргороде» очень много сценического, ярче всего в диалогах. Все его драматические опыты приходятся на довольно узкий промежуток времени, но возвращается он к начатым опытам на протяжении ряда лет. После премьеры «Ревизора» и пережитой Гоголем в связи с этим душевной драмы он в 1841-1842 годах, в самый разгар работы над «Мертвыми душами», подготавливает ряд пьес для печати: «Женитьба», «Игроки», «Тяжба» и «Театральный разъезд».

В «Женитьбе» Гоголь-драматург выступил смелым новатором – предшественником Островского. Купечество как социальная среда со своими нравами было впервые изображено Гоголем. «Женитьба» чрезвычайно расширила диапазон творчества Гоголя, всестороннее исследование внутренних и социальных механизмов российской действительности. В полемической форме недостаток такого исследования жизни Гоголь отмечал в «Петербургских записках 1836 года»: «Где же жизнь наша? где мы со всеми современными страстями и странностями?»

Интерес к карточной теме у писателей такого масштаба не случаен. Игра стала в царской России повсеместным явлением, особенно в высших и средних слоях общества. Ихарев прямо говорит об этом: «Всякий или проигрался, или намерен проиграться». В 1820-1840 годах шулерство превратилось в полулегальный способ заработка. Страну наводнили многочисленные мошенники, которые гастролировали в провинциальных городах и обыгрывали недалеких купцов, дворян, чиновников, юношей. Это явление и отобразил Гоголь в «Игроках». Мошенничество в картах является здесь нормой жизни, а обман стал общепринятым средством достижения успеха. Шулер Ихарев, попавшийся на удочку еще более ловкого плута Утешительного, произносит в последнем монологе грустную правду: «Такая уж надувательная земля». Одноактная пьеса «Игроки» традиционна по форме и оригинальна по содержанию. Темы обманутого мошенника и карточной игры были очень популярны в то время на театральных подмостках. Но Гоголь разворачивает перед зрителем необычную интригу. Чтобы обмануть Ихарева, компания шулеров разыгрывает настоящий спектакль. Режиссер этого действа – Утешительный, ему же принадлежит сценарий. Среди актеров есть постоянные члены труппы (Кругель, Швохнев) и ангажированные (младший Глов, Замухрышкин). Трудно однозначно отнести пьесу к одному из комедийных направлений. Есть в «Игроках» элементы комедии нравов, положений и характеров, а неожиданная развязка позволяет причислить произведение к комедии интриги.

В «Ревизоре» Гоголь не стремился к социальной сатире, политическому обличению самодержавно-бюрократического строя. Чиновничество он ненавидел. Нашел гениальные сюжетные решения, чтобы его высмеять. Он хотел только морально осудить взяточников и казнокрадов, чтобы усовершенствовать государственное устройство и дать возможность исправиться бюрократам. «Ревизор» – комедия и реалистическая, и гротесковая. В ней все построено на чрезвычайном происшествии, на заострении, преувеличении. «Ревизора» нельзя играть как бытовую пьесу, как «Свои люди – сочтемся», но и нельзя подтягивать к театру масок и условности. Написав комедию «смешнее черта» и наделив каждого из героев каким-нибудь ярко выраженным «задором», Гоголь тут же «предуведомлял» актеров не впадать в фарс и буффонаду. Он видел две ипостаси своего смеха. Созданный им мир не есть мир фантомов, иллюзий, условных масок. Это русская действительность, но в нарочитых акцентах, чтобы повседневная пошлость «крупно метнулась» всем в глаза. Он собрал все «в кучу» и высмеял разом. «Ревизор» – самая плотная в мире пьеса, в ней все вяжется «живым узлом», всем героям задана быстрая работа.

В одной из статей о театре Гоголь писал:

«Театр – великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков или высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека…. Пусть зритель выходит из театра в счастливом расположении, помирая от смеха или обливаясь сладкими слезами и понесший с собою какое-нибудь доброе намерение»

Библиография:

Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем // Собрание сочинений в 5-и т. / С. Т. Аксаков. - Москва : Правда, 1966 - (Библиотека "Огонек").- Том 3.- с. 143-376

Вересаев, Викентий Викентьевич (1867-1945.). Гоголь в жизни : Систематический свод подлинных свидетельств современников / В. Вересаев. - Москва : Московский рабочий, 1990. - 638 с.

Гоголь, Н. В. Вий / Н. В. Гоголь.- Москва : АСТ, 2009.- 482 с.: ил.- (Русская классика)

Гоголь, Н. В. Мёртвые души / Н. В. Гоголь. - Москва : Олимп, АСТ, 2000.- 240 с.- (Школьная хрестоматия);

Гоголь, Н. В. Тарас Бульба.- М.: АСТ, 2018.- 346 с.: ил.- (Классика для школьников);

Переписка Н. В. Гоголя. В 2-х т.- Москва : Художественная литература, 1988.- (Переписка русских писателей).

Источники:

  1. http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=64
  2. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/aks/aks-227-.htm?cmd=p
  3. https://rus-lit.com/znachenie-tvorchestva-gogolya-dlya-russkoj-literatury/
  4. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд., доп. и  исправл.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.- 800 с. – (Gaudeamus);
  5. https://biography.wikireading.ru/102198
  6. https://goldlit.ru/gogol/882-igroki-analiz   

 

Составила Светлана Бронникова, заведующая Каркатеевской ПМБ

Хронограф

<< < Сентябрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)