Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

День любви и верности

Уважаемые читатели!

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку, приуроченную ко Всероссийскому дню семьи, любви и верности, отмечаемому 8 июля и появившемуся благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии.

Эту семейную пару, жившую в XIII веке, православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. В их жизни воплотились черты, которые всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия. Этот идеал является традиционным не только для нашей страны. Испокон веков он воспевается в лучших образцах мировой художественной литературы.

В памятнике древнерусской литературы «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая–Еразма описывается история любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба». Образы героев этой повести, которых не могли разлучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны. Семейная жизнь этих святых стала идеалом супружества, любви и верности.

Из седой старины до нас дошли драматичные и одновременно поэтичные истории взаимоотношений супружеских пар.

Это и поэма легендарного Гомера «Одиссея», созданная в первой трети первого тысячелетия до нашей эры в Ионии (одной из областей древней Греции).  

Центральными образами в ней являются два героя – Одиссей и его жена Пенелопа. Целых двадцать лет не было Одиссея дома: десять из них он сражался под стенами Трои и десять скитался по морям и жил у нимфы Калипсо. Что же происходило на Итаке в его отсутствие? Вырос за это время его сын Телемах, стал сильным и прекрасным двадцатилетним юношей; жена Одиссея, Пенелопа, терпеливо ждала возвращения мужа, осаждаемая в его отсутствие женихами. В знаменитой поэме Пенелопа воплощает идеал ожидания и преданности. Она не совершает никаких подвигов, не занимается государственной политикой во время отсутствия своего мужа, не блещет иными достоинствами – она просто идеальная супруга.

Пенелопа не ведет счет неудачам, не копит обиды, все 20 лет готовая считать каждый новый день за самый первый. В этом ее женское величие. Пенелопа — языческая святая, может быть, первый образ, предвосхитивший христианских жен. Символ супружеской верности.

И известный памятник литературы Древней Руси «Слове о полку Игореве».

В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Произведение было написано, предположительно, в конце XII века, вскоре после описываемого события.

Что может быть ценнее, чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны, жены великого князя Игоря, который попал в плен к половцам, веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И, кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями. Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа.

Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.

По мысли авторов, ставших проводниками и выразителями народной мудрости, именно жёны являются олицетворением преданности и терпеливости, истинными хранительницами домашнего очага, носительницами лирического, женственного начала, с которым связаны мир, семейные узы и любовь.

Любовь не ведает ни времени, ни преград.

Тема любви и верности – источник вдохновения для литературы, поднимающей вопрос о соотношении этих нравственных категорий в контексте жизни и творчества. Одним из архетипических образов вечной любви в мировой литературе являются главные герои трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Молодые люди стремятся к счастью, несмотря на то, что принадлежат к враждующим семьям. В своей любви они намного опережают время, полное средневековых предрассудков. Искренне верящие в торжество благородных чувств, они бросают вызов условностям, доказывая ценой собственной жизни, что любовь способна преодолеть любые препятствия. Отказаться от чувства для них – значит совершить предательство. Осознанно выбирая смерть, каждый из них ставит верность превыше жизни. Готовность к самопожертвованию делает героев трагедии бессмертными символами идеальной, но трагической любви.

В рассказе Ивана Бунина «Тёмные аллеи» героиня встречает того, кто когда-то бросил ее и предал их союз забвению. Он оказывается случайным гостем на её постоялом дворе. За долгие годы разлуки они оба изменились, встав на совершенно разные жизненные пути. Он едва ли узнает женщину, которую в прошлом любил. Однако она проносит свою любовь к нему через годы, остается одинокой, предпочитая семейному счастью жизнь, полную тяжёлого повседневного труда и быта. И только самое первое, и главное чувство, испытанное ею когда-то, становится единственным счастливым воспоминанием, той самой привязанностью, верность которой она готова отстаивать ценой одиночества, осознавая при этом несостоятельность и трагическую обречённость такого подхода. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», — как бы мимоходом роняет героиня. Она не простит несостоявшемуся возлюбленному измены, но при этом по-прежнему будет верна любви.

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» воплощением любви и верности в пушкинской «энциклопедии русской жизни» становится архетипический образ в русской литературе – Татьяна Ларина. Это цельная натура, искренняя в своих порывах и чувствах. Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, не страшась быть осмеянной и отвергнутой. Евгений же оказывается несостоятельном в своём выборе. Он страшится искреннего чувства, не хочет привязываться, следовательно — неспособен на решительный поступок и зрелое чувство, поэтому отвергает героиню. Пережив отказ, Татьяна, тем не менее, предана первой любви до конца, хоть и выходит замуж по настоянию родителей. Когда же Онегин приходит к ней вновь, но уже обуреваемый страстью, она отказывает ему, ведь не может обмануть доверие супруга. В борьбе верности любви и верности долгу побеждает первое: Татьяна отвергает Евгения, но не перестает любить его, оставаясь душевно преданной ему, несмотря на внешний выбор в пользу долга.

В повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» верность любви достигает небывалых высот, является источником жизни, однако, возвышая героя над повседневностью, губит его. В центре повествования – мелкий чиновник Желтков, страдающий от безответной страсти, которая движет каждым его поступком. Он влюблён в замужнюю женщину, едва ли подозревающую о его существовании. Случайно встретив Веру однажды, Желтков остается верным своему высокому чувству, лишённому бытовой пошлости. Он осознает свое бесправие и невозможность взаимности со стороны возлюбленной, но не может жить иначе. Его трагическая преданность – исчерпывающее доказательство искренности и уважения, ведь он всё-таки находит в себе силы отпустить любимую женщину, уступив, ради ее же счастья. Желтков убеждён, что его верность ни к чему не обязывает княгиню, это лишь ведь лишь проявление бесконечной и бескорыстной любви к ней.

Любовь и верность нашли свое место и в творчестве Михаила Булгакова, в романе «Мастер и Маргарита». Действительно, эта книга во многом о любви, вечной и совершенной, изгоняющей из души сомнения и страх. Герои разрываются между любовью и долгом, но остаются верными своему чувству до конца, выбирая любовь как единственно возможное спасение от зла внешнего мира, полного греха и пороков. Маргарита уходит из семьи, отказывается от прежней жизни, полной покоя и комфорта – делает все и жертвуем всем, лишь бы ценой самозабвенной преданности обрести счастье. Она готова на любой шаг – даже на контракт с сатаной и его окружением. Если такова цена любви – она готова её заплатить.

Любовь преображает человеческое сердце, делает его сострадательным и уязвимым, но, вместе с тем, невероятно смелым и сильным. В романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» внешне слабые и несостоятельные герои в конечном итоге меняют и совершенствуют друг друга, проявляя чудеса верности и отваги. Любовь, зародившаяся между Петром Гринёвым и Машей Мироновой, делает из провинциального недоросля настоящего мужчину и солдата, а из болезненной и чувствительной капитанской дочки, верную и преданную женщину. Так, впервые Маша проявляет свой характер, когда отказывается от предложения Швабрина. А отказ выйти замуж за Гринёва без родительского благословления обнаруживает душевное благородство героини, готовой пожертвовать личным счастьем ради благополучия любимого человека. Любовная история на фоне значительных исторических событий только усиливает контраст между внешними обстоятельствами и истинной привязанностью сердец, которой не страшны препятствия.

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» отношения и чувства действующих лиц позволяют читателю оценить силу страсти и преданности. Неоднозначность обстоятельств, в которых оказываются герои, осложняется переплетением эмоциональных связей, соединяющих персонажей романа и мешающих обретению долгожданного счастья. Взаимоотношения героев доказывают, что любовь и верность могут быть разнолики. Аксинья в своей преданности Григорию выступает как натура страстная, готовая к самопожертвованию. Она способна последовать за любимым человеком куда угодно, не боится всеобщего осуждения, покидает свой дом, отвергнув мнение толпы. Тихая Наталья любит также преданно, но безнадежно, терзаясь и мучаясь от неразделенности чувства, при этом сохраняя верность Григорию, который не просит её об этом. Наталья прощает равнодушие мужа, его любовь к другой женщине.

Повесть Александра Куприна «Олеся» — ещё один яркий пример чистой, возвышенной любви. Героиня живет в уединении, поэтому в своих чувствах она естественна и непосредственна. Ей чужды нравы деревенских людей, чужда приверженность устаревшим традициям и закоренелым предрассудкам. Любовь для неё – это свобода, чувство простое и сильное, независимое от законов и мнений. В силу своей искренности девушка не способна на притворство, поэтому любит Ивана самозабвенно и жертвенно. Однако столкнувшись с суеверной злостью и ненавистью фанатичных крестьян, героиня сбегает вместе со своей наставницей и не хочет втягивать своего избранника в союз с «ведьмой», чтобы не навлечь на него беду. В душе она навсегда остается верной герою, поскольку в её мировоззрении для любви не существует преград.

В любви познается характер человека: если верен, значит силен и честен, если нет – слаб, порочен и труслив. В романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», где герои мучимы ощущением собственного несовершенства и непреодолимой греховности, тем не менее, нашлось место для любви чистой и верной, способной даровать утешение и душевный покой. Каждый из героев грешен, но желание искупить совершенные преступления толкает их в объятия друг к другу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова вместе борются с жестокостью и несправедливостью внешнего мира, побеждая их, прежде всего, в себе. Поэтому не удивительно, что они, связанные духовно, верны своей любви несмотря ни на что. Соня и Родион принимают совместный крест и отправляются на каторгу, чтобы исцелить душу и начать жить заново.

В романе Льва Толстого «Война и мир» пути любви и верности в сюжетной линии каждого из многочисленных героев очень запутаны и неоднозначны. Многим из персонажей романа не удается сохранить верность чувству, иногда, в силу юного возраста и неопытности, иногда — из-за душевной слабости и неспособности простить. Однако судьбы некоторых героев доказывают существование любви верной и чистой, незапятнанной лицемерием и изменой. Так, заботясь об Андрее, израненном на поле брани, Наташа заглаживает ошибку молодости и становится зрелой женщиной, способной на жертвенную и преданную привязанность. Пьер Безухов, влюблённый в Наташу, также остается при своем мнении, не слушая грязных сплетен о бегстве с Анатолем. Они сошлись уже после смерти Болконского, будучи уже зрелыми людьми, готовыми честно и стойко хранить домашний очаг от соблазнов и зла окружающего мира. Ещё одной судьбоносной  встречей является  встреча Николая Ростова и Марьи Болконской. И пусть их совместное счастье устроилось не сразу, однако, благодаря  искренней бескорыстной любви обоих, эти два любящих сердца смогли преодолеть условные преграды и построить счастливую семью.

В произведениях Джейн Остен любви героев всегда что-то препятствует, однако они находят в себе силы побороть преграды и найти свое счастье. В романе «Гордость и предубеждение», одной из таких пар являются Джейн Беннет и Чарльз Бингли. Джейн была самой красивой дочерью в семье Беннет, очень воспитанной и умной, Чарльз – единственным сыном в семье Бингли, добрым юношей, но «немного податливым». Они идеально подходят друг другу, они влюблены, но их счастью мешают сестры Чарльза и его лучший друг, мистер Дарси. Они не считают Джейн хорошей партией, так как она небогата, да и члены ее семьи часто ведут себя невоспитанно. Поначалу молодой человек поддается на уговоры и уезжает от возлюбленной, ничего ей не объяснив, и больше не пишет ей. Девушка ничего не понимает, но ее чувства не проходят. Не смог разлюбить ее и Чарльз – он возвращается и делает ей предложение. Ему уже неважно, как отреагируют его сестры, его собственное благо и любовь Джейн для него становятся самым главным.

«Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Главная героиня одноименного романа обладает всеми лучшими качествами: душевной силой, верностью, добротой, честностью, добропорядочностью. Она становится гувернанткой для девятилетней девочки и в какой-то момент влюбляется в ее отца, мистера Рочестера. Мужчина также неравнодушен к Джейн. Они много беседуют друг с другом, а однажды он признается ей в своих чувствах и делает ей предложение. Она соглашается. Но во время свадебной церемонии вдруг раскрывается, что герой уже женат; он не отрицает этого. После инцидента он все объясняет, и Джейн его прощает, однако отказывается остаться вместе с ним – ее моральные устои и вера не позволяют ей так поступить. Джейн уезжает, но продолжает вспоминать возлюбленного; более того, когда ее зовет замуж священник, приютивший ее, она слышит голос Рочестера, который ее зовет по имени. Так беглянка отвергает другого мужчину и решает вернуться к тому, кого не может забыть. В конце книги мистер Рочестер оказывается искалеченным и слепым, он даже стесняется своего безобразия, поэтому больше не зовет Джейн замуж. Но чувства героини не меняются: она остается с ним, как бы становится его глазами, и он понимает, что она его все так же любит. Они женятся, и благодаря любви мистер Рочестер начинает выздоравливать – он смог увидеть их ребенка.

Любовь всегда была, есть и будет одной из основных тем в мировой литературе; она становится благородным чувством, когда она тесно связана с верностью и добротой.

Российский писатель Михаил Веллер в одном из своих произведений писал: «Мера верности — поступок, а не время». Возможно, он прав, потому что любовь – это эмоция, а верность определяется решениями. И мировая литература наглядно это иллюстрирует.

Подготовила Ирина Корулько, библиотекарь Салымской поселенческой модельной библиотеки № 1

Источники:

https://literaguru.ru/proizvedeniya-o-lyubvi-i-vernosti/

http://xn----otbajgjzad1l.xn--p1ai/

http://akunb.altlib.ru/2018/07/03/lyubvi-i-vernosti-primer-hudozhestvennyie-proizvedeniya-o-semeynyih-tsennostyah/

https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2016/07/blog-post.html

https://literaguru.ru/mirovaya-literatura-o-lyubvi-i-vernosti/

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)