Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Век Даниила Гранина

И ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

Я писал об инженерах, научных работниках, учёных, о научном творчестве, это была моя тема, мои друзья, мое окружение. Мне не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Я любил этих людей – моих героев…

Д.А. Гранин «Автобиография»

Когда сталкиваются наука и нравственность, меня прежде всего, интересует нравственность.

Д.А. Гранин «Эта странная жизнь»

«Победа инженера Корсакова»

В повести «Победа инженера Корсакова» наметились те важные мотивы, которые писатель будет развивать в своём дальнейшем творчестве. Это проблема соотношения научного творчества и морали, нравственности.

Главный герой повести Николай Корсаков работает в научно-исследовательском институте над интересной для него темой. И когда до окончания работы остается несколько месяцев и открывается возможность защитить диссертацию, институт поручает ему другую срочную работу: изготовить прибор для уникальной машины Ильичёва. Корсаков соглашается, и его готовность пожертвовать собственными интересами полностью вознаграждается, так как прибор оказывается очень важным и сложным элементом для новой машины. Повесть вначале называлась «Спор через океан». В чем же состоял этот спор? Дело в том, что за границей уже был известен прибор, аналогичный тому, что разрабатывают в институте. Его изобретатель - американец Харкер. Группа Корсакова могла бы лишь модифицировать этот прибор. Но Корсаков считает, что прибор Харкера устарел, а машина Ильичёва нуждается в современном приборе, способном обеспечить ещё не виданные скорости. «Спор через океан» завершается «победой инженера Корсакова».

 «Искатели»

Роман «Искатели» принёс писателю подлинную известность. Даниил Александрович написал в одной из своих статей: «Тема науки, научного творчества, жизнь инженеров, учёных стала для меня близкой, поскольку была связана с моей профессией. Первый свой роман “Искатели” я писал, работая инженером-электриком, а затем в институте. Мои герои были моими друзьями и сослуживцами. Я рассказывал о том, что делал, чем занимался сам и чем занимались мои товарищи... Я взял историю создания одного реального прибора и реальные страсти, которые разгорались вокруг него, но меня занимал не столько прибор, сколько те, кто его делал».

Герой романа – молодой научный работник Андрей Лобанов. Он учился в институте, затем в аспирантуре, но война прервала его научную работу. Из института он ушёл на фронт, а после войны вновь вернулся к научной работе, защитил диссертацию. Из фронтового опыта у Лобанова рождается идея создания локатора – прибора, показывающего точное место аварийного разрыва электрической сети. На фронте был такой эпизод: оборвалась линия связи. Необходимо было установить место разрыва. Лейтенант Глеб Медведев восстановил связь, но сам погиб от фашистской пули. Если бы тогда был локатор, гибели человека можно было бы избежать. Идея создания локатора может быть воплощена в жизнь только на производстве. И Лобанов уходит работать на опытный завод, становится начальником лаборатории. Это было время, когда в городе только удалось восстановить разрушенное войной городское хозяйство. Многие тогда считали, что силы нужно тратить не на изобретения и исследования, а на удовлетворение насущных нужд. Но локатор всё же конструируется, проводится множество испытаний и экспериментов, и в результате создатели обнаруживают, что создаваемый прибор способен найти не только уже возникшие, но даже и ещё только намечающиеся обрывы линии. «Искатели», как и другие книги автора, – роман не столько об изобретении, сколько о людях и их отношениях, о самозабвенной работе. По мотивам романа в 1956 году режиссёром М. Шапиро был снят художественный фильм «Искатели».

«После свадьбы»

В 1957 году опубликован новый роман – «После свадьбы», вызвавший противоречивые отзывы критиков. Герои романа Игорь и Тоня Малютины переживают новый этап в своей жизни, они только что поженились, они счастливы. Внезапный поворот в их судьбе происходит тогда, когда Игоря по комсомольской путёвке направляют на работу в МТС (машинно-тракторную станцию) в деревню. Действие развивается как в городе (ленинградский завод), так и в деревне. Он «столкнулся с необузданной, неподвластной ему силой», но надеется, что придёт время, когда «эта проклятая стихия будет у нас в руках, небо будет делать то, что нам нужно, оно не посмеет шевельнуться без разрешения, мы будем гонять тучи, куда захотим».

«Иду на грозу»

Именно эта задача – обуздать стихию, научиться рационально управлять сложными природными процессами – стала главным мотивом следующего произведения Даниила Гранина, «культового» романа «Иду на грозу» (1962). Снова в поле зрения писателя – среда учёных, мир научного творчества, научной интеллигенции. Герои романа, Крылов и Тулин, – люди талантливые, преданные науке, увлечённые научным поиском, но представляют собою два разных типа учёных. Внешне неприметный Крылов бескомпромиссен, не может идти на сделку с совестью. Его научная и человеческая судьба складываются трудно, досадные неудачи преследуют его. Тулин – столь же талантлив, обаятелен, изящен, самоуверен. Он умеет быть твёрдым, но умеет и ладить с людьми, иногда даже хитрить. Жизнь и работа двух главных персонажей раскрываются в тесном контакте со множеством людей, образующих научную среду. Они делятся на две группы. С одной стороны, это представители подлинной науки, истинные учёные, бескорыстные исследователи, преданные науке. С другой – карьеристы.

Первые – это Данкевич, обладающий научной интуицией, Голицын – настоящий учёный, для которого истина важнее всего, это Аникеев, Бочкарёв. Вторые – это Агатов, а также Логунов, Денисов. Агатов считает возможным интриговать, угодничать, лишь бы сделать карьеру, человек бесчестный, фактически погубивший Ричарда. Есть в романе ещё один персонаж, не относящийся к миру науки. Это генерал Южин. Он поверил Тулину и дал разрешение на использование самолёта для экспериментальных полётов, несмотря на неблагоприятный отзыв Голицына. Гранину в романе удалось «передать напряжённую интеллектуальную атмосферу, ... передать героизм научного труда, требующего великой душевной стойкости, нравственной энергии и таланта» (Л.А. Плоткин).

В 1965 году роман «Иду на грозу» был экранизирован на киностудии «Ленфильм» режиссёром С. Микаэляном.

В 1970 году опубликована повесть «Кто-то должен». В повести два главных героя: молодой ученый Дробышев и изобретатель Селянин. Автор не поясняет деталей изобретения Селянина, упоминает лишь, что открытие должно принести государству миллионы рублей экономии. Для писателя важна не столько конкретно-научная сторона проблемы, сколько нравственно-социальное, психологическое содержание событий.

В повести «Однофамилец» (1970) рассказана история жизни Павла Кузьмина, который мог «стать замечательным математиком», а стал инженером-монтажником. О замысле этой повести сам Гранин писал: «У каждого человека есть несколько вариантов судьбы: и тот, который прожит, и те, которые можно было бы прожить. На каждом крутом жизненном повороте происходит новое определение судьбы, и в силу разных причин, “не говоря уже о всякого рода неожиданных случаях”, рядом с жизнью состоявшейся обнаруживаются несостоявшиеся. Что это для человека? Счастье или несчастье?»

Вслед за этой книгой Гранин пишет документально-художественный роман «Зубр» – о выдающемся биологе и генетике Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском (1900-1981), которому друзья дали прозвище Зубр. В годы войны учёный оказался в гитлеровской Германии, за что позже, по возвращении на родину, был репрессирован. Этот роман был опубликован только в годы перестройки, в 1987 году. А сам Н.В. Тимофеев-Ресовский был реабилитирован в июне 1992 года Верховным судом РФ.

 

МЫ ВЫТЕРПЕЛИ ЭТУ ВОЙНУ

Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах – все 900 блокадных дней.

Д.А. Гранин

«Пленные»

Спустя два десятилетия после окончания войны появились первые военные произведения Гранина. В рассказе «Пленные» (1964) герой так отвечает на вопрос, не страшно ли ему на войне: «Нет, я другого боюсь... Что потом забуду всё это, вот я чего боюсь...» В рассказе «Дом на Фонтанке» (1967), написанном от первого лица, герой размышляет: «Нужно ли навещать жён и матерей наших погибших товарищей – вот вопрос... Всегда чувствуешь себя виноватым. А в чём? Что остался жив? Виноват, что здоров и смеюсь?» Герой рассказа боится принести боль в дом, где бывал в юности, но он чувствует, что должен прийти в этот дом на Фонтанке – «не ради Вадима [погибшего друга], ради себя».

«Наш комбат»

И в повести «Наш комбат» (1968) бывшие однополчане тоже возвращаются, но не в дом погибшего друга, а в заросшие окопы под Пулковом. Через много лет после войны они встречаются на том месте, где зимой 1941 года они отразили атаки гитлеровцев и не пустили их в Ленинград. Теперь, много лет спустя, осмотрев немецкие позиции, бывший комбат понимает, что фашисты здесь были не так сильны, как казалось, и их батальон мог бы не обороняться, а захватить немецкий «аппендицит», вклинившийся в нашу оборону. Если бы подготовились, провели разведку, узнали о возможности обходного манёвра и о том, что у немцев, оказывается, здесь не было железобетонных дотов... Сколько людей остались бы живы... Что же делать с этим знанием теперь? Прошлого не исправить, не переделать. «Конечно, переделать нельзя, но передумать-то можно, можно...», – говорит комбат, ведя однополчан по заросшим следам боёв.

Военными воспоминаниями наполнены и путевые очерки Гранина о Германии «Прекрасная Ута» (1967).

«Клавдия Вилор»

Героиня книги – реально существовавший человек, прошедший испытания войны, фашистский плен, сумевший выстоять и сохранить чувство собственного достоинства, – Клавдия Денисовна Бурим. «История, пережитая Клавдией Вилор, – писал Даниил Гранин, – открыла мне возможности человеческой души, о которых я не подозревал и которые поэтому хочется приобщить к портрету воина Великой Отечественной войны». За эту книгу в 1976 году Даниил Гранин получил Государственную премию СССР.

«Блокадная книга»

В 1970-е годы Гранин совместно с Александром Михайловичем (Алесем) Адамовичем работает над книгой о блокаде Ленинграда. Алесь Адамович (1927-1994) - белорусский писатель, автор дилогии «Партизаны» («Война под крышами» (1960) и «Сыновья уходят в бой» (1965), «Хатынской повести» (1972). Он один из первых писателей, обратившихся к жанру документально-художественной прозы о войне. Во время Великой Отечественной войны немцами было сожжено более 9 тысяч белорусских деревень. Рассказы непосредственных свидетелей вошли в книгу «Я из огненной деревни». Адамович написал её вместе с белорусскими писателями – Янкой Брылем и Владимиром Колесником. Они опрашивали людей, которые во время войны в Белоруссии спаслись из истребленных деревень, и записали их рассказы. Книга имела успех в Белоруссии, её перевели на русский язык и другие языки. Эта работа воодушевила Адамовича, и он подумал, что нужно обязательно написать о ленинградской блокаде.

Гранин рассказал о чудовищных буднях блокадников, почти 900 дней остававшихся без топлива, продовольствия, воды и канализации, электричества и отопления, под обстрелами и бомбёжками в осаждённом городе.

Режиссёром Александром Сокуровым по этой книге был снят документальный фильм «Читаем блокадную книгу». В 2013 году книга была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

Спустя три десятилетия после выхода «Блокадной книги», в 2014 году, 95-летний Даниил Гранин, ленинградец, непосредственный свидетель и участник тех событий, был приглашён в Бундестаг выступить на церемонии в память о жертвах национал-социализма.

И ЖИЗНЬ, И СУДЬБА

Он принадлежит к немногочисленной, но блестящей плеяде пишущих естественников и технократов… Гранин сух, точен, аналитичен, ироничен, сдержан – другой человек не потянул бы «Блокадную книгу» (совместно с Адамовичем).

Дмитрий Быков

«Его повести – это слепок с эпохи: отчасти именно потому Гранин противоречив. Однако при всей невыдуманности, документальности его литературы его литературы в каждом персонаже была потрясающая недосказанность… С одной стороны – историзм, а с другой – твёрдое понимание того, что «Я знаю, что ничего не знаю».

Сергей Шаргунов

 

В 1960-х и начале 1970-х годов писатель обращается и к истории. Два эссе посвящены деятелям науки: русскому электротехнику Василию Петрову и французскому учёному Доминику Араго. Два других очерка посвящены Александру Пушкину: «Два лика» (о поэме «Медный всадник», о человеке и истории, о личном счастье и власти царя) и «Священный дар» (о маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», этической стороне таланта, о гении и нравственности). Гранин не литературовед, не пушкинист. Его эссе – это наблюдения и размышления писателя. Ф.М. Достоевскому посвящён очерк «Тринадцать ступенек» (1966), Льву Толстому – «Герой, которого он любил всеми силами своей души» (1978).

Даниил Гранин много путешествовал, побывал в Западной Европе, Соединённых Штатах, Японии, Австралии, Пакистане, на Кубе. Под впечатлением этих поездок были написаны путевые очерки. Книга «Месяц вверх ногами» посвящена Австралии. «Прекрасная Ута» – о Германии. «Примечание к путеводителю» – об Англии. «Сад камней» – о Японии. «Остров молодых» – о Кубе.

В 1973 году написана лирическая повесть «Дождь в чужом городе». В 1974-м – эссе «Эта странная жизнь» – о выдающемся биологе и энтомологе, профессоре Александре Александровиче Любищеве.

Работая несколько лет над «Блокадной книгой», Гранин параллельно создавал роман «Картина» (1980). Главный герой романа – Сергей Степанович Лосев, провинциальный чиновник, председатель горисполкома г. Лыкова. Оказавшись случайно на художественной выставке живописца Астахова, он видит там картину, которая привлекает его внимание. Это пейзаж «У реки», в котором он узнаёт хорошо знакомое ему место в городе Лыкове. Речная заводь и старый бревенчатый дом на берегу. Лосев удивлён: «Откуда запущенное место, которое видно из окон его кабинета, могло иметь такую красоту, как на полотне?» Эта картина пробудила в Лосеве какие-то новые интересы и потребности. Он устыдился, что раньше относился с равнодушием к прошлому города, «без расположения слушал рассказы старожилов». Картина заставила его более пристально взглянуть на окружающее, раскрыла ему глаза на красоту «запущенного места» – Жмуркиной заводи и дома лесопромышленника Кислых. Осознав это, Лосев решает бороться за сохранение Жмуркиной заводи. Но над заповедным местом нависла угроза – этот участок отведён под строительство филиала завода, проект уже утверждён. Впервые он отдает приоритет духовным ценностям. Предлагает новое место под строительство и вступает в нешуточную борьбу с начальством.

В 1994 году писатель попробовал себя в авантюрно-детективном жанре, написав роман «Бегство в Россию». Его излюбленная тема – судьбы учёных – раскрывается здесь с новой стороны, в форме приключенческого детектива. Герои романа Джо Берт и Андреа Костас — это реальные люди, американские ученые и инженеры Джоэл Барр и Альфред Сарант, специалисты в области электронной и военной промышленности. В 1956 году они бежали в Советский Союз. Эта новость всколыхнула мир. Но даже в Советском союзе лишь немногие знали, что Д. Барр и А. Сарант еще во время Второй мировой войны работали на советскую разведку, снабжая идеологического противника США сверхсекретными данными о новейшем оружии. Жизнь и деятельность этих ученых в Советском Союзе была засекречена. Но благодаря личному знакомству Даниила Гранина («Так уж сложилось, что случай не раз и не два сводил меня с некоторыми известными или безвестными “нашими” шпионами») его книга не только остросюжетна и захватывает перипетиями шпионских страстей, но и отличается достоверностью.

В 2000 году Граниным был написан исторический роман «Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М.» Форма романа необычна. Это дискуссии, столкновения разных мнений главных героев романа, наших современников, которые собрались на отдых под Петербургом. Предмет их вечерних разговоров – Пётр I и его роль в истории России. В романе говорится и о других исторических персонажах: императрице Екатерине I, шведском короле Карле XII, Александре Меньшикове, Петре Толстом, Анне Моне, последней любви Петра I Марии Кантемир, мемуаристе, авторе хроники событий версальского двора времен Людовика XIV герцоге Луи де Рувруа Сен-Симоне (1675-1755), Готфриде Вильгельме Лейбнице.

В последние годы Гранин посвятил себя мемуарам и документально-публицистической прозе. В 2009 году выходит книга «Причуды моей памяти». Это книга-размышление, краткие заметки, собранные автором на протяжении жизни.

Затем следуют книги «Всё было не совсем так» (2010), «Мой лейтенант» (2011), «Заговор» (2012), «Человек не отсюда» (2014). Роман «Мой лейтенант» в 2012 году стал лауреатом национальной литературной премии «Большая книга».

Произведения классика отечественной литературы Д.А. Гранина переведены на 27 языков народов мира, он лауреат многих отечественных и зарубежных литературных премий, дважды - Государственной премии СССР. В Санкт-Петербурге по адресу ул. Малая Посадская, дом 8. где жил Даниил Александрович Гранин, установлена мемориальная доска. Имя писателя присвоено скверу напротив Музея обороны и блокады Ленинграда. Это место на Гангутской улице между Соляным переулком и Гагаринской улицей выбрано не случайно: в юные годы Даниил Гранин жил неподалеку, в доме Мурузи на Литейном проспекте. Имя Д.А. Гранина носят также три библиотеки: № 9 в Невском районе Санкт-Петербурга, № 6 в Ульяновске и Научная библиотека в Университете профсоюзов.

Источник:

Даниил Александрович Гранин // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека. - 2018. - Выпуск 12.

Опубликовала заведующая информационно-библиографическим отделом

Зульфия Елистратова

Хронограф

<< < Февраль 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)