Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Школьная повесть в современной литературе

Жанр школьной повести переживает сложные времена. Вполне закономерно, что адекватное и правдивое изображение сегодняшней школы практически невозможно: ведь то, что вспоминают люди с советским опытом о собственном отрочестве современным молодым читателям непонятно – повседневность, язык, темп и восприятие времени, ценности за последние двадцать-тридцать лет изменились неузнаваемо. Подросток 1970-х годов и подросток «нулевых» годов XXI века – это совершенно разные люди.

     

В знаковых произведениях 1970-80-х годов о школе и учителях общие стандарты отношения общества к школе преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Сегодня на месте подобной литературы – зияющая пустота.

Модель мира школьной повести – это мир школьной действительности, «сокращённая вселенная» школьной жизни, в которой школа является центром и основой. Всё строится вокруг школьной жизни: школа является и местом действия и важнейшим этапом в жизни героя, проходя через который, он взрослеет. Момент взросления, переход от состояния наивности, незнания, непонимания к состоянию ответа на все вопросы, приобретению жизненного опыта – тематика  школьной повести.

Характерная черта школьной повести – это множество героев. Школьная повесть имеет свою типологию героев, разделяющую героев на три группы:  ученики, педагогический коллектив, родители. Возникают практически фольклорные типы: отличник и двоечник, лидер и загнанный, неудачник и везунчик, зубрила и хулиган, первая красавица класса и дурнушка, предатель, любимчик учителя, герой и другие.

Становление жанра школьной повести было достаточно долгим. За период от XVIII до XXI века школьная повесть прошла через множество жанровых образований: это биографическая проза, роман воспитания, сентиментальный роман, психологическая проза, рассказы и зарисовки. Традиции романа воспитания активно использовали русские писатели XIX века: И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и другие.

    

Важное место в формировании русской школьной повести в детской и юношеской литературе занимают книги Лидии Чарской, рассказывающие об институтской жизни девочек конца XIX – начала XX века. Книги Чарской пользовались удивительной популярностью.

     

Жанр школьной повести – это явление более характерное для советской детской литературы. Если в дореволюционных произведениях школа часто противопоставлялась дому, то в 1920-х годах школа начинает выполнять функции дома, становится важным местом в жизни ребёнка.

     

В конце 1950-х годов школьная повесть в детской литературе стала занимать прочное место. Основной темой школьной повести является перевоспитание хулигана в достойного человека, двоечника в хорошего ученика.

 

В 1970-е годы были созданы школьные повести, вошедшие в классику детской литературы. В них поднимались социальные вопросы, описывались проблемы образования, говорилось о чувствах подростков.

   

Первыми произведениями, отражающими реальность постсоветской школы стали повести «Круг» и «Лабиринт» Л. Симоновой и роман «Географ пропил глобус» А.Иванова. Школа в этих произведениях отражала реальность времени: процессы перестройки и постсоветскую действительность начала 1990-х годов. Образ учителя трансформируется: из всё знающего и всегда правового человека становится обычным реальным человеком, у которого есть свои недостатки, слабые стороны, личная жизнь.

В повестях Симоновой показан новый конфликт: невиданное ранее противостояние учеников и учителей. Школьный конфликт, который перерастает в бунт, неподвластный авторитету взрослых.

Эти произведения стали решающими в смене вектора изображения школы. Школа окрашена негативными характеристиками, изображена в мрачных тонах, наполнена тревогой и отчаянием, школа становится местом, куда не хочется идти.

На рубеже XX-XXI веков происходит активизация малых жанров, появились зарисовки в психологическом ключе, тексты, где школа становится моделью мира: Л. Юзефович «Гроза.1987», А, Геласимов «Нежный возраст», Т. Крюкова «Женька Москвичёв и его друзья».

В это время социологи выделяют популярную  у школьников «тройку» любимых жанров: фэнтези, детектив, «розовые» романы для девочек. Сложная психологическая школьная повесть последних советских десятилетий уступает место детской формульной литературе. Примерами могут послужить детские детективы и романы для девочек:

    

Важно отметить, что эта литература во многом подражательная. Популярность текста Джоан Роулинг вместе с детскими детективами и повестями для девочек составили основную массу вновь созданной в России литературы для подростков рубежа 2000-х годов. Появились и пародийные произведения.

   

Источниками детского отечественного любовного романа тоже стали книги зарубежных авторов книги, в которых происходит слияние жанра девичьего романа со школьной темой.  Традиционно основными темами является взросление героини, выбор своего пути, поиск первой любви, оценка себя, самоопределение. Девичий роман – это текст о чувствах.

 

Школьный детектив тоже строится по лекалам жанра. Обязательным условием является школьная тема. Герои расследуют преступления, изображают героев сериалов. Издательство «Азбука» предлагает «женский детектив на вырост» в серии Дарьи Варденбург «Приключения Ульяны Караваевой». Главная героиня – озорная девочка-сыщица, с одной стороны предельно точно соответствует новым литературным и социальным веяниям, а с другой – является литературным двойником Пеппи Длинныйчулок. Издательство «АСТ» выпускает юмористический детективный сериал про девочку Эмму Мухину, которая никого и ничего не боится, дружит с мальчишками и борется за справедливость.

 

Школа – живой социальный институт, в котором концентрируются человеческие характеры и оживают разнообразные стереотипы. Для героев этих произведений школа является площадкой, на которой ставятся эксперименты, проверяются гипотезы, ищутся ответы на вопросы. Это этапы и формы жизненного пути, самоопределения, познания себя и мира. Так или иначе – это один из самых жизнеспособных жанров современной детской литературы.

Мария Александровна ЧернякИспользованы материалы статьи

      Черняк, М. А. Школа под высоким напряжением : к вопросу о трансформации жанра «школьной повести» в современной литературе / Мария Черняк // Библиотечное дело. – 2017. - № 20. – С. 2-7

 

Опубликовала заведующая информационно-библиографическим отделом Зульфия Елистратова

 

 

Хронограф

<< < Август 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Регистрация

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)