Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Рождество и святки

Ой да с каждой зимушкой

Мы с подружкой Зинушкой,

Шутками заряжены,

Всюду ходим ряжены…

Всласть поём – стараемся,

А не повторяемся:

Все-превсе колядочки

Собраны в тетрадочке…

Сергей Белорусец

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В гости на Рождество всегда звали самых близких людей и друзей: важно, чтобы всем хорошо было в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживалось язычество и христианство.

Колядки (от латинского «календы» – название первого месяца у древних римлян) – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Односельчане в веселой и шутливой форме поздравляли своих соседей и родственников, а те за поздравления и шутки-прибаутки угощали сладостями и выпечкой. Колядовщики пели так: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!». Непременные участники рождественских праздников – ряженые. Рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.

С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются святки. В это время принято веселиться, развлекаться, – но с умом и пользой. Зимних забав, из далеких времен пришедших от наших предков славян, великое множество. Здесь и катание на санках с горы – кто дальше, и метание снежков в цель и на дальность, и соревнования конькобежцев, и санные поезда для малышей. В общем, «мороз не велик, а стоять не велит» – соревновались молодежь и детвора в силе и ловкости, а потом пили чай с пряниками и булочками, специально для Рождества испеченными в виде свинок, коровок, овечек. А еще было раньше развлечение, называемое «вертепный театр»: ящик, в котором с помощью кукол разыгрывалась история о жестоком царе Ироде, а вслед за ней – забавные бытовые сценки.

Вечерами – посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели.

Но святочные посиделки – особенные. На них работу не брали, приходили, чтоб отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту. Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех, – гаданием. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше – «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может» (И. Шмелев «Богомолье. Лето Господне»). Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) для веселых, смешных гаданий и «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных, рискованных. Так уж повелось, что занимаются гаданием чаще девушки (и в наше время) – их жжёт любопытство о своем будущем, о суженом. 

В долгие зимние вечера лучше всего отдохнуть с хорошей книгой. Самое время включить лампу под уютным абажуром, укутаться во что-нибудь тёплое, поставить рядом чашку горячего чая и погрузиться в мир зимних сказок. В библиотеках читатели найдут разнообразные книги об этом удивительном времени, когда один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно всё.

Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Если у нас есть елочные игрушки, карнавальные маски, рождественские пироги – следует быть и рождественским книгам. Их родоначальником считается Чарлз Диккенс. В XIX веке он написал несколько рождественских повестей: «Рождественский гимн в прозе: Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни: Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» — все эти произведения густо населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и разной нечистью.

          Диккенз, Ч. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 8 / Чарлз Диккенс. – Москва : Художественная литература, 1986. – 733 с.

Еще до названных повестей Диккенса появилась всем известная «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя. Традиция рождественских рассказов хорошо прижилась в русской литературе. Образцовые рождественские рассказы написали Николай Лесков, Антон Чехов, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

        Гоголь, Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь. – Москва : Стрекоза, 2000. – 160 с. : ил.

Николай Лесков дал одно из самых известных определений святочного рассказа: от него «непременно требуется, чтоб он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-то фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело… он должен быть истинное происшествие».

 

 

Веселые и печальные, не лишенные фантасмагоричности святочные рассказы были любимы в дореволюционной России, в канун Новогодья их печатали все журналы и газеты. Сегодня, передавая аромат минувшего времени, они ничуть не утратили своей свежести. Произведения замечательных мастеров русской литературы вошли в сборники «Святочные истории», «Святочные рассказы», «Вифлеемская звезда».

         Святочные истории : рассказы и стихотворения русских писателей. – Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 20012. – 318 с.

        Вифлеемская звезда : Рождество и Пасха в стихах и прозе. – Москва : Детская литература, 1993. – 191 с. : ил.

       Святочные рассказы. – Москва : Артос-Медиа, 2005. – 317 с. : ил.

В «Большой книге Рождества» кроме рассказов разных авторов – от Диккенса и Лескова до К. Грэма и О. Пройслера, – есть религиозные и светские стихи, песни, игры, а также очерки о праздновании Рождества в разных странах.

    Большая книга Рождества, составленная Наталией Будур и Иваном Панкеевым. – Олма-Пресс, 2000. – 863 с.

Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид – популярные мотивы рождественских и святочных рассказов.

Сказка Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» – самая праздничная из рождественских сказок. События Щелкунчика начинаются в Сочельник (24 декабря) в тот самый торжественный момент, когда все христиане ожидают появления на вечернем небе первой звезды.

         Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Гофман. – ЭКСМО, 2013. – 69 с. : ил.

 

 

         Гуарески, Д. Сказка на Рождество / Джованнино Гуарески ; перевод с итальянского О. Гуревич. -  Москва : Белая ворона, 2014. – 68 с. : ил.

Рождество и в Италии – самый главный и радостный праздник. Но очень трудно радоваться, если не всех удается собрать за столом, а таких семей было очень много во время Второй мировой войны. Вот и маленький Альбертино читает стихи пустому стулу, на котором должен был сидеть его папа. Как же сделать, чтобы папа, заключенный в немецком концлагере, услышал поздравление? А папе как передать своим домашним, что он их помнит и любит? Встретятся ли они когда-нибудь ещё? «Сказку на Рождество» сочинил в 1944 году в немецком концлагере итальянский журналист и писатель Джованнино Гуарески. Написал он её, с одной стороны, потому что очень скучал по своей семье, а с другой – потому что хотел поддержать своих товарищей по заключению, напомнить им, что, как бы ни было тяжело, дома их ждут.

Ведь надежда способна творить чудеса. И пусть вера крепнет в сердцах, и умножается любовь. Счастливого Нового года!

Виртуальную выставку-обзор подготовила Зульфия Елистратова,

заведующая информационно-библиографическим отделом

Хронограф

<< < Декабрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)