Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Не забудем поздравить

Михаил Юрьевич Лермонтов — одно из самых восхитительных явлений человечества. Он не преодолел 27-летний возрастной порог, но за своё короткое путешествие под названием «жизнь» он создал большое количество шедевров, которые увековечили его имя в истории русской литературы. 

  Один из самых знаменитых представителей шотландского рода Лермонтов — живший в 13 веке поэт, певец и провидец Томас Лермонт, известный также как Томас-Рифмач. Хотя нельзя утверждать однозначно, был ли он реальной личностью или же просто героем легенд, его образ оказал заметное влияние на шотландскую и не только культуру. Пленный поручик Георг Лермонт в 17 веке поступил на службу в Россию, принял православие и стал Лермонтовым, а к числу его потомков относится поэт Михаил Лермонтов. Предок Джорджа Байрона по имени Гордон в 16 веке был женат на Маргарет Лермонт, что дало повод поэту причислять Томаса Рифмача к своему генеалогическому древу. Наконец, поэзия и нравственный мир Байрона оказали заметное влияние на творчество Лермонтова, и об их родстве можно говорить не только в литературном, но и (гипотетически) в буквальном смысле.

  Невероятно обширный арсенал творческих работ Лермонтова поражает своим многообразием даже самых опытных литераторов: сложно не признать высокий творческий потенциал за человеком, написавшим свыше 400 стихотворений, трёх десятков поэм и множества прозаично-драматических произведений. Сегодня эти работы, безусловно, представляют неприкосновенное литературное наследие России.

  русский поэтпрозаик и драматург, на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста:

«...он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» — писал Аким Павлович Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах.

Лучшие его работы связаны с Кавказом и трактованы в духе романтической живописи, созданные во время и после первой ссылки.

Сохранилась серия картин Лермонтова, выполненных маслом, множество акварелей, рисунков пером, сепией, карандашом. Однако многие рисунки и живописные полотна Лермонтова считаются утерянными.

Известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, на картоне и на дереве.

КартинаНазваниеТехника / Размер (см)ГалереяПримечания
1 Lermontov Gerzog Lerma 1832-33.jpg «Герцог Лерма»
1832—1833
Холст, масло
60×51 см
С 1917 — в ИРЛИ
(Пушкинский Дом)
Картина написана для Алексея Александровича Лопухина. Здесь запечатлен образ человека, которого, по словам Лопухина, Лермонтов увидел во сне. Существовало семейное предание о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623), которое однако соответствало действительности.
2 Лермонтов - Портрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы).jpg «Портрет Андрея Николаевича Муравьёва».
1836 — нач. 1838
картон, масло
31,1×25,4
ИРЛИ.
В Лермонтовском музее с 1916.
Надпись чернилами на обороте: «Portrait d’André Mouravieff dessiné par Lermontoff offert comme souvenir au Prince Alexandre Schachovskoy le 30 âout 1885 par la Bnne Sophie de Staël-Holstein». («Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софьей Сталь-Гольштейн».). Андрей Николаевич Муравьёв (1806—1874) был камергером российского императорского двора, историком Церкви, драматургом и поэтом.
3 Лермонтов - Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года.jpg «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 авг. 1831».
1837
картон, масло
65,8×79,3
ИРЛИ.
В Лермонтовском музее с 1916.
Внизу подпись: «М. Лермонтовъ. 1837». Картина была обнаружена Н. П. Пахомовым в 1937 году в Военно-историческом музее артиллерии в Ленинграде и в 1951 передана в ИРЛИ.
4 Lermontov TiflisGLM.jpg «Вид Тифлиса».
1837
картон, масло
32,2×39,5
ГЛМ
(Государственный Литературный музей)
Картина подарена Лермонтовым своему родственнику генералу П. И. Петрову в Ставрополе в 1837.
5 Лермонтов - Пятигорск. масло, 1837.jpg «Вид Пятигорска».
<1837—38>
картон, масло
65,8×79,3
ГЛМ. внизу монограмма: «М. Л.». Вид на город со стороны подъема к гроту.
6 Paintings by Mikhail Lermontov, 1837.jpg «Кавказский вид с саклей».
1837—38
картон, масло
36×43,5
ИРЛИ. Военно-Груз. дорога близ Мцхеты.
7 Лермонтов Кавказский вид возле селения Сиони.jpg «Кавказский вид возле селения Сиони».
1837—38
холст, масло Государственный заповедник «Тарханы». Военно-Груз. дорога, ущелье близ Коби; без подписи.
8 Лермонтов - Крестовый перевал 1837–38 годы.png «Вид горы Крестовой».
1837—38
картон, масло Музей Л. в Пятигорске. Картина изображает панораму, к-рая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла»)
9 Лермонтов - Окрестности селения Караагач. масло. 1837-1838.jpg «Кавказский вид с верблюдами».
1837—38
холст, масло
62×72
ИРЛИ. Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач.
10 Lermontov Vospominanie o Kavkaze Oil 1838.jpg «Воспоминание о Кавказе».
Март — апрель 1838
картон, масло ИРЛИ. Авторство Л. засвидетельствовал А. И. Арнольди.
11 Лермонтов - Черкес, масло.jpg «Черкес»
<март — апрель 1838>
картон, масло
27,2×22
ИРЛИ. Сохранилось свидетельство А. И. Арнольди, что картина сделана при нем «в час времени в Селищенских казармах...».
12 Лермонтов - Нападение. Сцена из кавказской жизни. масло. 1837.jpg «Сцена из кавказской жизни».
1838
дерево, масло ГЛМ. Поступила из ФРГ при содействии И. Андроникова.
13 Lerm Dagestan.jpg «Перестрелка в горах Дагестана».
1840—41
холст, масло ГЛМ. В 80-х гг. на холсте сохранялась надпись «В горах Дагестана. М. Ю. Л.».

 Сохранились более сорока акварелей Лермонтова, 13 из которых находится в альбоме, принадлежавшем М. А. Шан-Гирей, куда они вносились в течение 11 лет. Только некоторые из них датированы, датировка других остается предположительной.

АкварельНазваниеТехника / Размер (см)ГалереяПримечания
1 Paintings by Mikhail Lermontov, 1825.jpg Пейзаж с озером
1825
бумага, акварель
7,4×13,9
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 65. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург).
Внизу рукою Лермонтова: «M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes». Еще ниже, рукою Рыбкина: «Рисунок юного Лермонтова с натуры».
2 Paintings by Mikhail Lermontov, 1828-31.jpg Морской вид с парусной лодкой, фрагмент
<1828—1831>
бумага, акварель
9×15,5.
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 24. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург).
Внизу надпись рукою Рыбкина: «Его же Лермонтова виды Кавказа». В стихах после 1832 года Лермонтов часто пишет о море («Примите дивное посланье», «Для чего я не родился», «Белеет парус одинокий»). Однако по своей живописной манере акварель датируется более ранним временем и, по-видимому, иллюстрацией к этим стихам не является.
3 Emiliya, Mikhail Lermontov.jpg Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы».
1830—1831
бумага, акварель ГЛМ Предположительно Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. Акварель принадлежала Лопухиной, передана по её просьбе А. М. Верещагиной-Хюгель, в 1961 обнаружена в Западной Германии; в 1962 привезена в Россию И. Андрониковым.
4 Lermontov Landscape with two Birches 1828-1832.jpg «Пейзаж с двумя берёзами».
<1829—1831>
бумага, акварель
8,7×14,7.
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 62. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург).
Слева с краю надпись карандашом: «Рисунок Лермонтова». Внизу карандашом надпись рукою Рыбкина: «Чету белеющих берез».
5 Lermontov - The Landscape with the Mill and the Horse Cart.jpg «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой».
1835
бумага, акварель ЛБ
Гос. публ. библиотека им. В. И. Ленина, Москва.

Без даты и подписи. Акварель находилась в собрании О. А. Новосильцевой. Датируется условно 1835 г

 

Сохранилось более 300 рисунков и набросков Лермонтова.

РисунокНазваниеТехника / Размер (см)ГалереяПримечания
1 Лермонтов-Тройка у постоялого двора-Карандаш -1832—34.jpg «Тройка у постоялого двора»
или
«Тройка в санях у почтовой станции»
<1832—1834>
бумага, карандаш
16,3×21
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Из Юнкерского альбома Лермонтова (22-я тетрадь Лермонтова). Альбом содержит 210 рисунков на 68 листах. Лист 20, рис. 63.
2 Лермонтов-Типы крестьян-наброски-Карандаш-1832—34.jpg «Типы крестьян».
<1832—1834>
бумага, карандаш 22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Лист набросков. Лист 13, рис. 39—43.
3 Лермонтов-Илл к повести А. А. Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек-перо-чернила-1832-34.jpg Илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-Бек».
<1832—1834>
бумага, перо, чернила.
9,5×20,6
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 50, рис. 163.
4 Лермонтов-Схватка горцев с казаками-Карандаш-1832—34..jpg «Схватка горцев с казаками».
<1832—1834>
бумага, карандаш
5×4,5, л.
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 5, рис. 10.
5 Лермонтов-Зарисовки военных-шаржи-Карандаш-1832—34..jpg «Зарисовки военных. Шаржи»
или
«Четыре фигуры военных»
<1832—1834>
бумага, карандаш
1) 9,5×4,5
2) 9,7×3
3) 9,5×6,5
4) 9,5×4,5
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Лист набросков. Лист 43 об., рис. 137—140.
6 Лермонтов-Два всадника, едущие шагом-перо, чернила-1832—34..jpg «Два всадника, едущие шагом»
<1832—1834>
бумага, перо, чернила
10×16
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Два всадника с ружьями за плечами. У одного трубка во рту, у другого нагайка в руке. Лист 17, Рис. 56
7 Лермонтов-Крестьянин под деревом-Перо, чернила-1832—34.jpg «Крестьянин, сидящий под деревом около избы».
<1832—1834>
бумага, перо, чернила 22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург
Рис. № 161
8 Лермонтов Скачущая неоседланная лошадь. Рисунок пером.jpg «Скачущая неоседланная лошадь».
<1833–1834>
бумага, перо, чернила
14,7 × 20,4
Российская национальная библиотека — Ф. 429 (Лермонтов). № 40. Подпись: “M. Lerma”. Рисунок вырезан из тетради и имеет форму круга. Наклеен на серую, на обороте зеленую глянцевую бумагу. На обороте поясн. записи П. А. Висковатова и регистратурная помета. 2 л.
9 Лермонтов-Молодая женщина и старуха-Итальянский карандаш-1835—36.jpg «Молодая женщина и старуха».
<1835—1836>
бумага, итальянский карандаш
12,2×18,3
ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом)
Поступил в ЛМ в 1894 г. от кн. В. Н. Максутова.
10 Лермонтов-Развалины на берегу Арагвы-Карандаш-1837.jpg «Развалины на берегу Арагвы».
1837
бумага, карандаш
13,5×18,4
ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом)
Справа вверху рукою Лермонтова: «Лермонтов», внизу слева его же рукою: «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». Поступил в 1923 г. от В. Н. Аргутинского-Долгорукова из Парижа.
11 Лермонтов Черкес с лошадью Итальянский карандаш 1837.jpg «Черкес с лошадью».
1835-1837
бумага, итальянский карандаш ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом)
 
12 Лермонтов-Всадник и всадница-Карандаш-1841.jpg «Всадник и всадница».
184‎1
бумага, карандаш    
13 Horse by Mikhail Lermontov.jpg «Осёдланная лошадь».
1830-е годы
сепия  

 Источники: 

  • http://muzey-factov.ru/
  • https://ru.wikipedia.org
  • https://commons.wikimedia.org
  • http://prointerest.ru/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Хронограф

<< < Ноябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)