Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

Легенда «Блестящая кольчуга»

Легенда «Блестящая кольчуга».
Собрался как-то Ай-орт-ики в гости к Сав-ях-ики. Нырнул Ай-орт-ики, до устья реки Ай-еги доплыл, по Малому Салыму под водой поплыл и только в устье Савъяха вынырнул. До дома дошел, проскользнул в него как мышь, плечами тряхнул и — вот он я, богатырь. Зашел он к Сав-ях-ики . Когда по дому шел, полы из толстых плах из лиственницы под ним прогибались. Видит — по стенам три кольчуги висят, а одна кольчуга как зеркало, из чистой стали, вся блестит. Все в ней, любое движение руки отражается. Она ему понравилась. И допытывается он у Сав-ях-ики: «Дай мне эту кольчугу». Заветную вещь он у тестя просил. Тесть долго-долго мучился - отдать или нет. Все же отдал потом, но сказал: «Я тебе ее отдаю, но запомни - когда-нибудь поедешь за невестой, шибко тебе тяжело будет в бою, вспомни мои слова». Отдал Сав-ях-ики кольчугу и поехал Ай-орт-ики в ней третью невесту добывать.
...
В сказаниях многих народов Севера наиболее ярко излагаются «походы за невестами». Подобный сюжет есть и в героических сказаниях Малого Салыма. В легенде о походе Ай-орт-ики за невестой говорится:
Ай-орт-ики поехал за невестой, взял с собой еще шесть богатырей и войско тоже. Их семь богатырей, а он начальник самый главный. На обласках поехали. Поехали на север, на Обь. Уехали из города весной, а приехали туда к зиме. Ехали, ехали, очень долго ехали. Приехали.
Когда они подъехали к городу, и с другой стороны тоже рать приехала в этот город за одной и той же невестой. В один и тот же день. Дед говорит: «Я ведь на куски свою дочь рубить не буду, чтобы каждому по частям отдать. Она у меня единственная. Вот давайте решайте сами: кто победит — тому и дочь достанется моя». Схлестнулись две рати в битве жестокой...» Победил Ай-орт-ики и с невестой вернулся домой. Внимание людей к такого рода событиям и отражение их в легендах, вероятно, объясняется тем, что браки укрепляли политические связи с дальними соседями. Ай-орт-ики поехал за третьей невестой именно на нижнюю Обь, откуда совершали набеги воинственные курын-ях. Он продемонстрировал там свою военную силу, превзойдя другого претендента на невесту, и династическим браком скрепил отношения с вождем нижнеобского народа.
Материал из книги История Салымского края : учеб. пособие по историческому краеведению / С. В. Мартынов. - Тобольск ; Екатеринбург : Баско, 2004. - 272с.

Богатырь с Малого Салыма Ай-орт-ики

Князь с Малого Салыма.
Основная часть легенд, собранных на Малом Салыме, посвящена жизнеописаниям малосалымского князя. В молодости он носил имя Нум-тэ-тыгы-тэ-тагэ-тэ-ай-ега-палек-ики — «Летящий по небу хранитель маленькой реки стороны мужик». В зрелые годы его звали Кутэм-ега-тагэтытын-ай-орт-ики - «три реки охраняющий маленький богатырь мужик». Эти имена как бы замещают титулы, знаки отличия, и в то же время указывают на величину территориальных владений. Первоначально, как видим, владения ограничивались территорией бассейна небольшого правого притока реки Малый Салым — реки Ай-ега. А в зрелые годы под властью князя оказались еще две реки - Малый Салым и Камчинская. Очевидно, в разных ситуациях князя называли разными именами, но в быту именовали сокращенными от основных имен - Ай- ега-ики — «Маленькой речки мужик» или Ай-орт-ики - «Маленький богатырь мужик».
По некоторым преданиям, городок, где жил Ай-орт-ики, назывался Вошин-мыттын - «Городок у омута». Он находился в среднем течении реки Малый Салым чуть ниже устья реки Камчинской. Остатки городка и сейчас видны на мысу правого берега. Поселение это состояло из укрепленной и неукрепленной части. Небольшую цитадель (крепость) размерами 25 на 30 метров, кроме стены, с двух сторон защищал ров и вал, а с других - склон берега высотой около пяти метров. Поселение было довольно крупным, так, на неукрепленной части археологи обнаружили остатки семнадцати построек.
Одна из легенд повествует о событиях, связанных с именем Ай-орт-ики и его городком.
Ай-орт-ики не любил, когда в его владениях жило много людей. Он узнал, что на городок Вошин-мыттын идет вражеское войско, но уехал к своему другу Сотым-тэ-ики на Большой Салым. Они пили, ели. В это время Сотым-тэ-ики говорит своему другу: «На твой город идут враги». Ай-орт-ики не ответил. Сотым-тэ-ики еще раз напомнил: «Твой город осадили враги». Ай-орт-ики опять не отвечает. Дальше едят, пьют. В третий раз говорит Сотым-тэ-ики: «Твой город сожгли враги, а люди по лесу разбежались». Наконец не вытерпел Ай-орт-ики и сказал: «Хватит пировать, пора домой ехать». Когда он вернулся, сражение еще не закончилось, но городок был сожжен. Ай-орт-ики перебил всех врагов. После битвы в городке осталось в живых всего десять мужчин.
При обследовании городка установлено, что он возник в конце XI - начале XII века и существовал довольно долго - как полагают, до XVI столетия. Интересно, что в слое XIII—XIV веков обнаружены следы пожара — остатки угля, золы и обгоревших плах. Возможно, эти события и нашли отражение в легенде.
Судя по легендам, у Ай-орт-ики было еще два городка — центральные резиденции (здесь: места пребывания вождя-богатыря). Попытки найти их пока не увенчались успехом.
Главной обязанностью князя была защита своей территории от военных нашествий. Салымцы рассказывают, что против врагов, приходивших с низовий Оби, Ай-орт-ики устанавливал «водяные загороды», которые представляли собой частокол из тонких заостренных жердей. Такими загородами перегораживались глубокие плесы, которые не пересыхали в летне-осенний период. Загороды ставились так, чтобы от них нельзя было оттолкнуться веслом, и груженая лодка, напоровшись на частокол, застревала и не могла сдвинуться ни назад, ни вперед. Загороды могли подниматься и опускаться. Такой загород стоял около городка Вошин-мыттын и еще в одном месте, где заканчивается заливная пойма Малого Салыма.
Конечно, эти загороды не могли полностью защитить край от вторжений. Тем более в тех же легендах говорится о том, что в то время «воевать ходили зимой, редко кто летом ходил...».
Об одном из таких нашествий кодских воинов повествует следующая легенда.
Ай-орт-ики (он был предупрежден о предстоящем вторжении. - Авт.) сказал: «Мы будем ждать эту рать на пережиме, ниже устья реки Ай-ега». Когда Малый Салым встал (замерз), пришло вражеское войско курн-чач - «воинов курн». Войско, которое пришло с низовий, было без богатырей. Встретил Ай-орт-ики рать на пережиме. На нем была блестящая кольчуга. Стали они биться. Сначала воины Ай-орт-ики начали пускать стрелы во врагов. Во время битвы Ай-орт-ики махал, махал мечом, только гул и треск стоит. Посмотрел Ай-орт-ики из-за забрала - народу не уменьшается, кругом гвалт стоит. Снова рубится с врагами. Махал саблей, во второй раз смотрит - а народу все не уменьшается. Тогда попросил Ай-орт-ики у бога помощи. Тот дал ему золотой платок. Ай-орт-ики надел на глаза этот платок. Посмотрел через него Ай-орт-ики на врагов, и все они кровью захлебнулись. Когда место битвы у омута завалило телами убитых воинов, их горячая кровь промыла пережим. На его месте образовался глубокий омут.
В память об этих событиях омут, на месте которого происходила битва, стал называться Каэннын- мыттын — промытый омут.
На территории Салымского края, как вы уже поняли, жили и другие богатыри-князья. Ближайшим соседом Ай-орт-ики был Сав-ях-ики. Его городок находился на устье реки Сав-ях (правый приток Малого Салыма). По преданиям, одна из трех жен Ай-орт-ики была дочерью Сав-ях-ики.

На фото картина Геннадия Степановича Райшева "Богатырь Салыма" из серии "Древняя Югра" 1999г.
Материал из книги: История Салымского края : учеб. пособие по историческому краеведению / С. В. Мартынов. - Тобольск ; Екатеринбург : Баско, 2004. - 272с.

Хронограф

<< < Август 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Регистрация

 

группа Вконтакте Межпоселенческой библиотеки

Разместите наш баннер на своем сайте!

 

Информация без возрастных ограничений (0+)